Lasius.narod.ru
School, Ants & Co”

Главная Книги В Муравейник №1CD Поэзия Афоризмы Анекдоты Новости сайта

ANT =…AMEISE…ARINKO…EMMET…FOURMIS…FORMICA…FURNICA…HANGYA…HORMIGA…JENJOLA…KARINCA…LANGGAM…MAUR…MIAMMEL…MIER…MRAVEC…MRAVENEC…MROWKA... КAТКA...=МУРАВЕЙ…MUURAHAINEN…MYRA…MYRER…MYRMICA…NIMLA…SIPELGAS...SISIMIZE…


Л.Н. Воронов. "ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ БИОЛОГИЮ".

оглавление

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ.

      Чтобы разбираться в сложнейших вопросах бытия, необходимо идти от простого к сложному. Если школьников, изучающих строение ДНК, спросить, как могли появиться молекула и сложное кодирование информации живых существ, то самые умные ответят: "Самостоятельно ДНК появиться не могла"! Разве есть у молекул мозги, чтобы самим организовать процесс кодирования наследственной информации? Ведь это же сложнейшие последовательные и координированные действия многих групп молекул. Здесь уже невозможно объяснить действия химических веществ валентностью. Архитектор строит дом и составляет план строительства. Без точного проекта дом не построить. Изобретательный учитель на вопрос школьников ответит примерно так: "Как и зачем появились ДНК, жизнь и потом человек, мы, конечно, не знаем, но изучать это необходимо. Самое главное, выбрать правильные пути решения проблемы". Школьники обязательно спросят: "Почему не путь, а пути"? "А потому что, как говорили древние, одним путём нельзя дойти до столь великой тайны"! В классе, может быть, найдётся ученик, который позвонит в РОНО и сообщит, что учитель заставляет их идти за разгадкой тайны не по пути, а по путям, а им, кроме биологии, ещё много других предметов необходимо изучать и они запутаются в этих теориях. Представитель РОНО позвонит директору. С учителем проведут соответствующую работу. Возможно, он пойдёт по прежнему пути, указанному Ч. Дарвиным, и упрётся в стену готовой и понятной, но никуда не ведущей концепции, а может быть продолжит с учениками рассуждать дальше. Учитель скажет: "Если, дети, у нас нет плана бытия, то его всё равно нужно создать, каким бы он ни получился, ведь мы архитекторы и нам нужен план. То, что удалось установить учёным на сегодняшний день, выглядит так.

      1. Из космоса пришёл сигнал или информация построить матрицу ДНК на уже имеющихся и структурированных кристалле или глине. Здесь ничего волшебного нет. Компьютеры, как известно, создают информацию на кристаллах, а когда мы включаем телевизор, то даже не задумываемся, что изображение к нам принесли невидимые радиоволны.

      2. На готовую матрицу ДНК начали прикрепляться молекулы химических веществ в строгом соответствии с инструкцией. Так и появился код ДНК. С помощью данного кода начали развиваться и прогрессировать живые существа, приспосабливаясь к особенностям окружающей среды.

      3. Помощь или корректировка основной программы ДНК из космоса, вероятно, приходила ещё дважды - при создании клетки и самого человека.

      Таким образом, цель жизни, а также эволюции живых организмов, видимо, состоит в создании человека, который уже построил летательные аппараты и, вероятно, вернётся в космические дали, из которых и пришёл сигнал об образовании ДНК".

      Круг замкнулся. План жизни на земле школьникам стал понятен. Учителя, представившего этот план, можно с лёгкой душой выгонять из общеобразовательной школы.

      Кому нужна эта философия и особенно идеализм?

      Один директор учителя выгонит, а другой, может быть, и оставит. Если учителя оставить, он будет объяснять ученикам следующие моменты. Учитель пояснит: "Кто отвечает за код ДНК в космосе, мы не знаем, но нам всё равно необходимо изучать эту проблему. Решение любой проблемы начинается с выбора философской парадигмы, потому что философия отвечает за разработку фундамента, или основных положений, на которых строятся концепции. Выбор философских направлений небогат - либо ты материалист, либо идеалист (хотя, конечно, есть и другие направления, но мы пока намеренно упрощаем суть дела). Материалистом быть приятнее - над его неудачами меньше смеются. Над идеалистами смеются всегда за их фантазии. Разобраться, к какому лагерю вы больше подходите, очень просто. Если материалисту предложить решить проблему с происхождением кода ДНК, он ответит: "Пока это науке недоступно, поживём - увидим" (как будто решение проблемы откуда-то свалится само собой). Идеалист ответит: "Давайте попробуем начать решение проблемы с составления идеального плана". Наш учитель в данном случае как раз оказался идеалистом и представил план мироздания в таком "нелепом" виде.

      Однако, дети, в идеализме тоже всё просто. Вы же решали по математике задачки с иксами. Икс - это ничто (элемент идеализма или дух, который первичен) но, подставляя икс, мы находим в конце концов решение вполне материальной задачи. Или возьмём электрон: то он волна, которую невозможно обнаружить, то карпускула; то определяем, то нет. Значит между материализмом и идеализмом есть связь. Но вы, дети, всё-таки должны определиться. Кто остался с материалистами ждать у моря погоды, пожалуйста. Кто с идеалистами - будем рассуждать дальше.

      Чтобы не бояться идеализма, надо убедиться в его конструктивности!

      Когда в школе учат плавать в бассейне, то тренеры обычно советуют не бояться воды, а постараться научиться на ней лежать и ни о чём не думать. Как только начнёшь не бояться воды - научишься плавать. Начнём разбираться в хитросплетениях философии и биологии. Напомним суть споров материалистов и идеалистов. Материалисты утверждают, что материя первична, а дух вторичен, а идеалисты наоборот. Кто же из них прав? Или противоречия не существует вовсе? Поскольку мы знаем, что материалисты высказывают более понятны мысли, то нам необходимо в первую очередь реабилитировать идеалистов

      В этой проблеме важно выделять два аспекта, которые, конечно, взаимосвязаны: 1) научно-познавательная польза идеализма и 2) методологическая польза идеализма.

      Что касается первого аспекта, то следует учитывать, что люди выбирают теорию Дарвина потому, что она более понятно объясняет процесс эволюции живых существ. Сравнительно понятны такие теории, как сальтационизм, симбиогенез, гибридизация и т.д., но они намеренно замалчиваются и мало пропагандируются в печати. Совсем непонятна общественности (прежде всего учителям-биологам) идеалистическая биология. Наиболее доступно цели и задачи платонической биологии изложил Ю.В. Линник (1995) в статье "Платонизм Александра Любищева". Он весьма оригинально показал связь принципа относительности А. Энштейна, авангардного беспредметного искусства В.В. Кандинского и витализма А.А. Любищева.

      По мнению Ю.В. Линника, на заре ХХ века началось самое радикальное в истории человечества преобразование картины мира: она раздвинулась настолько, что вплотную приблизилась к границам пространства-времени - и вскоре вышла за их пределы. Это значит, что картина мира теперь охватывает не только пространственно-временную, но и трансцедентную реальность, которая лишь постулировалась, однако в сферу непосредственно научного или эстетического освоения не вовлекалась по причине своей недоступности. Традиционно эта глубинная реальность связывается с платоновым миром идей. Замечательно, что выход в его измерения осуществлён одновременно наукой и искусством. Вот как это произошло:

      а) в 1905 г. А.Эйнштейн формулирует принцип относительности, развитие которого приводит к концепции конечного космоса; удалось наметить две его границы или экстремума - это начальная сингулярность и световой барьер; зондируя реальность, находящуюся по ту сторону обеих границ, мы обнаруживаем нечто весьма похожее на мир идей, П.А. Флоренский и А.Ф. Лосев прямо отождествляют с ними сверхсветовую реальность;

      б) в эти же годы авангардное искусство - здесь первым надо назвать имя В.В. Кандинского - имеет дерзновение выйти за рамки предметного мира: ставится небывалая цель найти живописные эквиваленты для передачи ноуменального мира. Через посредство теософии на В.В. Кандинского мощно влияет пифагорейско-платоновская традиция. Некоторые мастера авангарда, прежде всего Казимир Малевич и Поль Мондриан, охотно апеллируют к Платону: эстетика беспредметного искусства в их сознании прочно связана с учением о мире идей. Овладение этим миром - революция в искусстве;

      в) в биологии идеи Платона развивались сложнее. А.Ф. Лосев в книге "Античный космос и современная наука" платонова идея определяется как частица, движущаяся с бесконечной скоростью. Это очень парадоксальный объект. Но, тем не менее, о нём можно говорить на точном языке физических уравнений. Платонова идея по А.А. Любищеву -это биологическое поле: динамически предсуществующая морфа. Другой подход, другое сечение, и все же А.А. Любищев очень созвучен А.Ф. Лосеву: оба делают платонов мир идей предметом экспериментального изучения.

      Наиболее доступно суть платонической биологии можно объяснить положением о том, что форма может быть независима от материи.

      Наиболее наглядный пример - это, конечно, конвергенция морозных узоров и их растительных аналогов (папоротника, хвоща и т.д.). Ю. Линник в связи с этим указывает, что, экстраполируя мысли А.А. Любищева на космическую беспредельность, мы вправе предполагать, что одни и те же идеи могут воплощаться на разной субстациональной основе - и углеродной, и кремнезёмной, и фтористой.

      Платоническая биология предсказывает: феномен конвергенции - явление общекосмическое!

      Что общего между учением Платона и картиной "Чёрный квадрат" К. Малевича?

      Особое внимание хотелось бы уделить абстрактному беспредметному искусству, поскольку им интересуется большое количество людей, не подозревающих о наличии связи этого течения с идеями Платона. Так В. Кандинский (1992) указывает, что, несмотря на всё разнообразие, которое может принимать форма, она все же никогда не может переступить через две внешние границы, а именно: 1) форма, как отграничение, имеет целью путём этого отграничения выделить материальный предмет из плоскости, т.е. нанести этот материальный предмет на плоскость; 2) форма остаётся абстрактной, т.е. она не обозначает никакого реального предмета, а является совершенно абстрактным существом. Между этими двумя границами имеется бесчисленное количество форм, в которых налицо оба этих элемента и где перевешивает или материальное или абстрактное. Иными словами, по Ю.В. Линнику, красота есть знак если не единства идеи и вещи, то их предельно полного, максимально возможного в условиях энтропийного мира сближения. Чем прекраснее организм, тем полнее он выражает свою идею. Средостение между двумя уровнями реальности становится в красоте предельно тонким, что позволяет нам через её посредничество заглядывать в мир вечных идей. Совершенное воплощение - редкостная вещь. А.А. Любищев пишет по этому поводу, что вечные идеи слишком искажены в органическом мире, чтобы получить точную трактовку: она приложима только в небесной сфере. И тем не менее выход в платонов мир идей возможен даже в общеобразовательной школе, например, на смежных уроках ботаники, где анализируются морозные узоры на окнах на предмет их схожести с растениями, затем на уроке рисования, где рассматриваются и обсуждаются авангардные картины В. Кандинского и, наконец, на уроке физики, где изучают теорию относительности А. Энштейна. Собственно на уроках биологии, обсуждая теории эволюции, кроме дарвинизма, полезно вслед за С.В. Мейеном (1982) рассматривать взаимосвязанную триаду "система-эволюция-форма" как самостоятельные законы "системы", "эволюции" и "формы".

      Чем же полезен идеализм?

      Что касается второго пункта, то для популяризации идеалистической методологии очень подходят объяснения выработки понятий о рефлекторной дуге Р. Декартом и инстинкта К. Лоренцем и Н. Тинбергеном. Так, Р. Декарт, не подозревая, что в организме животных имеется электричество, объяснял действие рефлекторной дуги на материалистической основе, но с "элементами" идеализма. Он полагал, что раздражение от внешнего источника проходит от анализаторов по нервам до мышц, и там "животные духи" открывают клапаны и надувают мышцы, заставляя их шевелиться в ответ на раздражения. Когда Гальвани открыл электричество в живом организме, всё встало на свои места. "Животные духи" для объяснения уже не понадобились. Но если бы не было этих духов, то не было бы и первичной схемы рефлекторной дуги. Материализм восторжествовал, но с помощью идеализма.

      Очень важно, что и описания действия инстинктов К. Лоренц и Н. Тинберген начинают с идеалистических позиций. Они считают, что инстинкты в организме животных "содержатся" как бы в отдельных сосудах. Как только организму попадается подходящий и достаточно сильный раздражитель, механизм инстинкта запускается, т.е. определённый сосуд опустошается, "выделяя" инстинкт. Чисто материалистическое, т.е. понятное объяснение действия инстинктов мы пока не знаем, так как управление инстинктами, видимо, осуществляется на генном уровне. Но главное, необходимо всегда подчёркивать, что материалистическая и идеалистическая методология не всегда находятся в конфронтации. Они взаимодействуют, и идеалистические концепции могут быть более продуктивными в практическом плане.

      А.А. Любищев в связи с этим приводил один любопытный исторический пример. Когда люди начали задумываться о причинах приливов и отливов в океанах, материалисты настаивали на действии обычных земных сил - влияния вращения или магнитного поля Земли, а "безумные" идеалисты предположили влияние Луны на Землю. Над ними долго смеялись, но, как говорится, хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Таким образом, мы убедились, что идеализм - вполне продуктивное направление в философии. Он может приносить пользу.



← НАЗАД       оглавление       ВПЕРЕД →



2008



Л.Н. Воронов. "ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ БИОЛОГИЮ". Учебное пособие. Чебоксары, Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 70 с.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ ...3

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ ...8

В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ СОВРЕМЕННАЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ МЫСЛЬ? ...15

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ ...22

Глава 1. О ПРЕДМЕТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ ...22

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ И БИОЛОГИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУК ...25

Глава 3. НАУКА И РЕЛИГИЯ ...29

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ И ЕСТЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМОВ ...34

КТО, КРОМЕ Ч. ДАРВИНА, РАЗРАБАТЫВАЛ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ...39

Глава 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ В БИОЛОГИИ ...49

Глава 6. РОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЗМОВ ...52

Глава 7. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В БИОЛОГИИ..56

Глава 8. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИИ ...59

ЛИТЕРАТУРА ...64


 

Страница обновлена 20.07.2009

"Insectes sociaux",   Муравьиные статьи,   Новые виды,   Муравьиные новости

Муравьиные журналы, и книги


Афоризмы о муравьях
Цицерон, Цельс, Св.Августин, Линней, Стендаль, Твен, Даль ...

Библия, Коран

Поэзия и муравьи
Данте, Маршак, Ушаков ...

А.С.ПУШКИН и муравьи        Омар ХАЙАМ и муравьи


Детские рисунки муравьев >>>   Муравьиная фотогалерея >>>

 

©2009, Владислав Красильников  
Всякое использование без согласования с авторами и без активной гиперссылки на наш сайт преследуется в соответствии с Российским законодательством об охране авторских прав. 




Разработка сайта и дизайн:
© 2003 -
Владислав Красильников

Здесь могла бы быть ваша реклама

Rambler's Top100

Почему Лазиус?
 LASIUS@narod.ru

Используются технологии uCoz