11. МУРАШКА МУРАШКЕ РАД
(ПОДСОЗНАНИЕ ИЛИ НАДСОЗНАНИЕ?).
Однажды в книжном магазине не слишком просвещенный покупатель в недо-умении спросил:
Что же это такое? Мотоцикл такой большой, а про него у вас продается такая маленькая книжка. А про маленьких муравьев написан такой большой том, который вон там стоит? Рис. 11.1
Действительно, про муравьев написаны тысячи статей и десятки толстых книг. Любознательный читатель без труда может найти в научных и массовых биб-лиотеках интереснейшие книги, описывающие самые разные стороны жизни муравьев, их биологии и экологии. Наиболее популярных и известных авторов мы здесь цитиро-вали: это Г. М. Длусский и А. А. Захаров, П. И. Мариковский и И. А. Халифман, Ж. Фабр и Р. Шовен. Не утратил свою привлекательность в наши дни и большой класси-ческий труд профессора Казанского университета М. Рузского "Муравьи России", увидевший свет в 1905-1907 годах.
К сожалению, работ, рассматривающих деятельность муравьев с точки зрения технических специалистов, инженеров или физиков, очень немного. Этот недостаток, возможно, в какой-то мере восполняют результаты наших наблюдений, о которых вкратце рассказывалось выше.
Философскому осмыслению сведений, имевшихся о муравьях в конце XIX века, посвящен один из замечательных научно-фантастических романов Герберта Уэллса . Лунные жители - селениты - создали совершенно особую цивилизацию похожих на муравьев людей, которая основана на максимальном использовании всех интеллекту-альных и физических способностей как индивидуума, так и сообщества в целом. В конечном итоге, такое общество основывается на принципах неограниченного само-державия или абсолютной "вселунной" тирании одной, пусть даже и самой высокоор-ганизованной, личности, хранящей в своем сколь угодно большом мозгу всю необхо-димую для общества селенитов информацию. Демократией здесь и не пахнет…
Почти через сто лет, в 1997 году в московском издательстве "АМЕХ" вышла очень любопытная и познавательная книга - "Муравейник Хеллстрома". Ее автор, видный американский писатель Френк Херберт в форме увлекательного научно-фантастического романа описал последствия эксперимента большого человеческого коллектива, попытавшегося перенять у муравьев все рациональное, отбросив "ненуж-ные" эмоции и переживания. Однако такая попытка человека безоглядно скопировать менталитет насекомых и свести все наше бытие к совершенствованию технологии размножения приводит его к перерождению, к созданию совершенно иной цивилиза-ции. Естественно, такой путь человечество не устраивает.
Но, тем не менее, нам, людям, есть чему поучиться у этих древних насекомых, настоящих маленьких экстрасенсов. Изучая изменения в их поведении в связи с из-менениями физических и геометрических характеристик среды и их гнезд во времени и в пространстве, мы, возможно, сможем прийти к совершенно неожиданным резуль-татам и выводам.
В предыдущих главах говорилось о том, что муравьи являются очень важной и к тому же чрезвычайно чувствительной частью лесных, почвенных и, вообще, природных экологических систем. Поэтому исследование малоизученных сторон их жизни с помощью как традиционных, так и современных точных методов открывает новые возможности для конкретного решения ряда вопросов биологического монито-ринга среды и экологии как науки вообще.
Особенно интересным представляется сопоставление поведенческих реакций муравьев, а также системных связей свойств муравьиных куполов с геофизическими и гелиофизическими данными. При этом важны доступность общественных насекомых как объектов исследований и возможность получения при этом очень больших объе-мов строго метризованной, то есть количественной информации.
Известный писатель-популяризатор И. А. Халифман утверждал:
"Натуралисты давно признались, что любое гнездо, сооружаемое об-щественными насекомыми, ставит в тупик человека, исследующего законы живой природы... Оно выглядит так, как если бы выстроено было по опреде-ленному, различному у разных видов, плану".
Об этом и не только об этом мы говорили выше, рассматривая жизнь муравей-ника с различных точек зрения. Действительно, среди множества общественных насе-комых муравьи, благодаря своему интеллекту, выделяются особняком. Это отметил еще в 1905 г. в книге "Муравьи" Ф. Кнауэр:
"Муравьи работают не по шаблону, как пчелы. Строительный материал разнообразен, как и форма. У каждого вида свой стройматериал, который за-висит и от ландшафта".
К этому можно добавить, что даже муравейники, принадлежащие к одной и той же федерации, к одному городищу, выглядят очень часто по-разному. В этом нетрудно убедиться любому внимательному посетителю леса.
Подобное мы можем наблюдать на лугах, где стоят маленькие и большие кучи сена - копны и стога. Все они очень похожи друг на друга, но все они хоть немножко, но различны по форме и размерам.
То же самое наблюдается у термитов. А вот пчелы так не умеют, они строят свои гнезда всегда одинаково, соблюдая заданный кем-то проект очень жестко и неизменно. Это естественно и вполне понятно: задачи у тех и других сообществ разные. Пчелы, собирающие только цветочный сок-нектар, ищут для своего гнезда-улья определен-ный, заранее заданный интерьер. Им может быть любая естественная полость: дупло, щель в дереве или в скале, какое-либо углубление среди лесных коряг и т. п. Муравьи же приспосабливаются к жизни в более разнообразной лесной (или иной) обстановке. То есть они гораздо более гибки в выборе источников пищи и места обитания, чем пчелы. Это равно касается и муравьев одного вида, и разных видов.
Интересно, что особенность именно муравьев как общественных, эусоциальных (совершенно, истинно социальных) животных была подмечена людьми еще в незапа-мятные времена. Например, польская поговорка гласит: "мурашка мурашке рад". Это меткое наблюдение содержит в себе очень глубокий смысл.
Стоит остановиться на нем немного подробнее.
Ученые проделали очень несложный эксперимент. Один муравьишка без воды и пищи погибает в неволе, допустим, через несколько дней или пару недель. Такая же участь постигает маленькую группу из нескольких особей. А вот в более многочис-ленной группе своих сородичей (несколько десятков особей, лучше сто-двести) мура-вьи способны выжить без пищи и воды втрое дольше, чем если бы выживали в оди-ночку! Рис. 11.2
Примерно то же происходит и в более комфортных условиях, даже когда вода и пища имеются в достатке. Подобный же результат достигается в опытах с другими "умными" перепончатокрылыми насекомыми. Что же существует некий "прожиточный минимум" числа особей, необходимый для выживания насекомых? Этот "эффект груп-пы" открыл профессор Пекинского университета Чи За Чен, затем его описали евро-пейцы.
Можно попытаться объяснить такое свойство группы "психологической" под-держкой индивидуумов, помогающих друг другу. Но, вероятно, тут важно и то, что толь-ко достаточное количество особей может создать вокруг себя необходимое для выжи-вания физическое (биополевое?) микропространство, равно как соответствующий га-зовый состав атмосферы. Вспомним из прочитанного выше: углекислого газа в мура-вейниках намного больше, чем в атмосфере. Кстати, это чувствуют, возможно, и не му-равьиного племени обитатели, постоянно живущие в гнездах.
Подобные случаи целесообразного и единообразного поведения достаточного большого коллектива особей, наиболее ярко выраженного у муравьев, обнаруживают-ся и у некоторых простейших (например, амеб и океанского планктона сифонофор), а также у многих других стадных и стайных представителей животного мира грызунов, змей, птиц, волков. Материалы, полученные этологами, то есть учеными, изучающими поведение животных, со всей определенностью указывают на существование необыч-ного, пока необъясненного явления.
Это явление получило у биологов название феномена "надорганизменного ра-зума".
Такой коллективный разум присущ и муравейнику, и другим сообществам биоло-гических организмов. Но если мы допускаем существование такого разума, то почему бы не предположить и существование у таких биосистем коллективного сознания, как суммы сознаний отдельных индивидуумов? Не есть ли это проявление того самого тонкого мира, куда, по верованиям некоторых индийских философов, переходят души умерших - и людей, и других живых существ.
Как считают некоторые ученые, пришла пора пересмотреть и сущность челове-ческого сознания: то, что мы привыкли считать ПОД-сознанием, может оказаться НАД-сознанием.
Не об этом ли надсознании нам рассказывают древние мифы и не менее экст-равагантные современные сообщения об инопланетянах, имеющих, в частности, насе-комоподобное обличье? Почему именно насекомоподобное? Да потому, что именно насекомые демонстрируют нам самое целесообразное (с энергетической и историче-ски-временной точек зрения) биосистемное устройство. Кстати, уместно сказать, что насекомые, особенно муравьи, превосходят всех прочих животных по величине отно-шения массы "мозга" к массе тела. Его информационная память такова, что это при-родное устройство сравнимо с самой совершенной электронной микросхемой.
Размышления о социальном и психологическом устройстве муравьиного царства привели некоторых ученых к гипотезе о существовании коллективного разума, коллек-тивной душе семьи общественных насекомых - муравьев, термитов и пчел. А почему бы и не быть ей - коллективной душе, где каждый из ее микроэлементов связан с дру-гими? Подобно тому, как в мозгу высших млекопитающих, включая приматов и челове-ка, воедино соединены все клетки? Или так же, как в электронной системе или слож-ной компьютерной сети?
Продолжая фантазировать, можно согласиться с неожиданным мнением укра-инского ученого Андрея Пилиповича, высказанном им 5 марта 2005 года на сайте Subscribe.Ru namma1918865@subscribe.ru:
"Вполне возможно, что эти насекомые себя самих воспринимают как хозяев данного мира, венец творения, лучших из лучших. Ещё бы, ведь они не просто насекомые, они социальные насекомые, то есть живут в группах, заботятся друг о друге. Кроме того, они ещё знают цену труду, у них даже пословица есть: "Труд создал из дикого насекомого муравья!" При этом мура-вей - это уже не дикое насекомое, муравей - это насекомое разумное, цивили-зованное. Муравьи строят города и этим выгодно отличаются от всех ос-тальных жителей природы. Одним словом, не удивительно будет, если ока-жется, что внутри муравейника царит Культ Муравья, точнее сказать, му-равьиная культура, которая всячески прославляет муравья-трудягу, ставит его на пьедестал мироздания, утверждает, что муравей - это высшая ста-дия эволюции, венец творения, потомок самого Бога, созданный по образу и подобию Его".
Кто знает, может быть, Андрей не так уж и далек от истины? От той истины, по-знать которую призывал еще мудрый царь Соломон:
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Об этом, как и многом другом, связанном с муравьями, нам еще предстоит ко-гда-нибудь узнать. Клубок загадок и головоломок, который таит в себе мир муравьев и их собратьев, принесет нам еще много интересного.
Например, проявления сверхчувствительности у муравьев и других обществен-ных насекомых можно рассмотреть с позиций гипотез о существовании полевых форм жизни и передачи сигналов от организма к организму через всеобщее информацион-ное поле Земли. Такие представления развивают новосибирские геоэкологи и фило-софы Влаиль Казначеев, Александр Трофимов и другие. Об этом - о рациональном по сути и многообразном по форме - передаче энергии и информации говорит и новая наука XXI века эниология (от слова энергоинформационный обмен).
От подтверждения таких гипотез недалеко до признания того, что муравьи могут воспринимать гораздо большие объемы информации из окружающей среды, чем мы полагаем. В таком случае не так уж и нелепым выглядит известный анекдот:
- Доктор, мне сегодня сказали, что у меня шизофрения…
- Что за глупости! Кто же вам это сказал?
- Муравьи!
А от этого признания-допущения уже совсем недалеко то предположения о том, что большое сообщество муравьев способно не только воспринимать, но и каким-то образом передавать (генерировать или просто транслировать) большие объемы ин-формации. Возможно, именно поэтому африканские колдуны из Гвинеи использовали этих насекомых для какого-то мистического дистанционного воздействия на людей на очень больших расстояниях. Но пока это только фантастика, еще не совсем научная…
В заключение еще раз остановимся на главном законе жизни маленьких чудо-творцев: "Все для муравейника!" И как созвучен этот призыв нашему лозунгу, так часто провозглашаемому на разных уровнях: "Все для человека!" Но, к сожалению, если ка-ждый мурашик, не задумываясь, действительно делает все для своего общего дома, то у людей этот девиз слишком часто так и остается благим пожеланием…
Да, муравьиная семья с ее надсознанием, с ее удивительной и непостижимой "коллективной душой" дает нам чудесную, но пока недоступную для человечества модель выживания. Речь идет, конечно, отнюдь не о безоглядном подражании опыту муравьиной цивилизации.
Наша задача - воспринять, понять и употребить с максимальной пользой эко-логические сообщения из мира насекомых. Решают эту задачу и специалисты-мир-мекологи, и исследователи, работающие в других, самых различных направлениях. В первую очередь это почвоведы и сейсмологи: установлено, что муравьи не только участвуют в создании почвы, но и служат одним из биологических предвестников зем-летрясений. В последнее время с муравьиными "проблемами" вплотную соприкаса-ются и вопросы генной инженерии.
Например, уже в только начавшемся XXI веке в научной и популярной печати оживленно (но пока что только теоретически) обсуждаются возможности существова-ния человеческой популяции совсем без мужских особей. А муравьи ведь эту задачу давно "обсудили" и практически почти решили. Но как нам познать и перенять их по-лезный опыт? И, вообще, нуждаемся ли мы с вами в нем, в этом опыте?
Помочь изучению языка муравьев, исследованию их жизни могут как седовласые ученые мужи, так и заинтересованные любители природы, в том числе школьники и студенты. То есть все те, для которых экология - не только несколько абстрактная "наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой", и не только популярный, хотя и очень тонкий и деликатный предмет для обыватель-ских пересудов, политических разговоров и финансовых манипуляций.
|
2005
Федор Бакшт. "Куча чудес. Муравейник глазами геолога". Научно-популярное издание. Томск: Издательство Печатная мануфактура, 2005. 144 с.
Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ ...4
1. МАГНИТНЫЕ ДОМИКИ ...8
2. ЗОЛОТЫЕ КЛАДОВЫЕ ...14
3. ЛЕСНЫЕ МАТЕМАТИКИ ...29
4. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО ...35
5. МЕТРО В МУРАВЕЙНИКЕ ...45
6. МАЛ МУРАВЕЙ ТЕЛОМ, ДА ВЕЛИК ДЕЛОМ ...52
7. ПРЕДВЕСТНИКИ НАВОДНЕНИЙ И ПРОЧИХ ПОТРЯСЕНИЙ ...59
8. СВАДЬБА В МУРАВЕЙНИКЕ ...67
9. ВРЕДНАЯ ПОЛЬЗА ВИННЫХ ПОГРЕБКОВ ...78
10. ЧУДЕСНЫЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ, ИЛИ ЗАПАХ СТРАХА ...84
11. МУРАШКА МУРАШКЕ РАД (ПОДСОЗНАНИЕ ИЛИ НАДСОЗНАНИЕ?) ...87
НЕПОЗНАННОЕ ПОД НОГАМИ (ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ) ...94
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЧЕГО БОЯТСЯ МУРАВЬИ? ...98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЧТО ЛЮБЯТ МУРАВЬИ? Школьники экспериментируют ...99
Эцитоны Бурчелли (© Alex Wild, 2004)
(© Rabeling, 2008)
"Муравей с Марса" и новое подсемейство
(© DeLeon, 2003)
Любовь к муравьиному сердцу
(© Корзунович, 2007)
Мушкетёр и "Гвардейцы кардинала"
(© Yanoviak, 2008)
Фруктовая мимикрия муравьев, вызванная паразитом
(© Suisse, 1998)
1000 ФРАНКОВ с муравьями
(© Корзунович, 2006)
Муравьиный БАНК
(© Gelsanliter)
Муравьиное лето
(© Pugliese, 2008)
ЖЕЛЕЗНО!
(© Texas A&M University)
33 богатыря Wilson: муравьиные инвазии во времена пиратов
Афоризмы о муравьях
Цицерон, Цельс, Св.Августин, Линней, Стендаль, Твен, Даль ...
|
Поэзия и муравьи
Данте, Маршак, Ушаков ...
|
|