Велкий орнитолог и художник-анималист XIX века
В.А.Красильников
Мало кому известно сейчас имя великого американского натуралиста XIX в. Дж.Дж. Одюбона. И это не удивительно. Ни в одном из трех изданий Большой Советской энциклопедии нет его биографии, хотя в обзорных статьях о США, например, в разделе об изобразительном искусстве этой страны (БСЭ, 3-е изд., т. 24, столбец 350), есть упоминание об Одюбоне как о художнике-анималисте (см. также т. 2, с. 87 и т. 10, с. 385). Краткую биографию Одюбона, хотя и с ошибкой (неверно указан год рождения), удалось найти только в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (СПб., 1897, т. 21а, с. 758). А значит, здесь Вы читате первую и самую полную на русском языке биографию художника и натуралиста.
НАЧАЛО
Джон Джеймс Одюбон (1785–1851) (John James Audubon)
Может ли книга о животных стоить больше, чем роскошный автомобиль? Или сравняться в цене с огромным особняком? Вряд ли, – скажете вы, – если только это не какая-нибудь древняя рукописная священная книга или инкунабула времен немецкого изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга. Однако такое возможно.
Фламинго работы Одюбона. "American Flamingo", 1838
Недавно, на одном из западноевропейских аукционов были выставлены несколько сотен цветных таблиц ручной работы с изображением птиц из книги Одюбона. Заявочная цена составила 9 млн долларов США! К сожалению, для нашей страны это событие ознаменовало огромную потерю. Как показала экспертиза, таблицы были вырезаны из уникального экземпляра книги Одюбона «Птицы Америки» (The Birds of America), вышедшего в 1827–1838 гг. и украдены из одной из библиотек Санкт-Петербурга. Обнаружили это слишком поздно – лишь когда очередной читатель открыл огромный фолиант и из него посыпались газетные листки, вложенные в книгу предусмотрительным вором. Правительственная «Российская газета» (29.06.2000. № 124–125. с. 16) сообщает, что, по оценкам экспертов, полный комплект этой книги может стоить от 20 до 40 млн долларов США!
ОСТРОВ Санто-Доминго
Итак, кто же такой Одюбон? Он родился 26 апреля 1785 г. в Лес Кайес на острове Санто-Доминго. Этого острова вы не найдете ни в одном атласе и ни в одной географической энциклопедии.
Христофор Колумб в 1492 г. открыл этот остров, населенный индейцами племени аравак, и назвал его Эспаньола. Испанским завоевателям удалось захватить только восточную часть этого острова, а на западной его части французские пираты с острова Тортуги охотились на диких свиней и других животных и продавали мясо на проходящие корабли. К 1697 г. испанцы официально передали западную треть острова французам, которые к концу следующего века превратили ее в одну из богатейших плантаторских колоний в мире. К тому времени остров получил название Санто-Доминго. После американской революции и начала французской (1789) на французской части острова в 1791 г. началось восстание рабов, которое завершилось в 1804 г. отменой там рабства и провозглашением первой в мире негритянской республики Гаити (от аравакского названия острова Аити). А в 1844 г. и в восточной части острова образовалась независимая Доминиканская Республика.
Отцом Джона Джеймса Одюбона был французский морской офицер, участник американской революции 1775–1783 гг., т.е. он был незаконнорожденным. При рождении ему было дано имя Жан-Жак.
ЕВРОПА и АМЕРИКА
В 1789 г. отец, крупный плантатор и торговец рабами, перевез Жан-Жака во Францию, где в 1794 г. официально его усыновил. Мальчик учился в военной школе, но еще в детстве пристрастился к рисованию птиц и цветов. Поэтому его решили учить рисованию, и учителем у маленького Жан-Жака стал выдающийся французский художник Жак-Луи Давид (1748–1825), автор знаменитых полотен «Клятва Горация», «Смерть Марата» и др., официальный художник Наполеона Бонапарта.
Плачущая, или каролинская горлица (Zenaida macroura) работы Одюбона
В возрасте 18 лет Одюбон вернулся в Америку и обосновался на маленькой ферме недалеко от Филадельфии. Там он продолжал заниматься любимым делом – рисованием птиц. Но его близкие были недовольны: такими рисунками тогда никто много не зарабатывал. Отец решил привлечь Джона к коммерции, для чего сделал его компаньоном Фредерика Розье, своего коллеги по торговым делам.
Сначала он пытался управлять рудником, затем магазином. Но деньги не задерживались в карманах у Одюбона-младшего. Во время торговых вояжей с Розье он продолжал рисовать птиц. Современники это описывали так: «...Розье находился на своем привычном месте – за прилавком – и занимался делами, тогда как Одюбон и некий Джон Раун из Кентукки, числившийся клерком, бродили по окрестностям, с азартом гоняясь за редкими птицами и попутно щедро снабжая стол дичью». В 1808 г. Одюбон и Розье открыли магазины в Луисвилле, а позже – в Гендерсоне (оба – штат Кентукки), но эта затея полностью провалилась и партнерство распалось.
Бросив коммерцию, Одюбон начал путешествовать по Америке вместе с выдающимся орнитологом Александром Вильсоном (1766–1813), автором знаменитой 7-томной «Американской орнитологии». Они объехали все реки западного побережья Северной Америки от Флориды на юге до Лабрадора на севере. За время экспедиций был собран огромный материал, научную и художественную ценность которого было трудно переоценить.
Чтобы иметь какие-то средства к существованию, Одюбон брался за самые разные работы. Некоторое время он работал таксидермистом, изготовляя чучела, делал портреты и чертежи. Его жена в это время работала гувернанткой, воспитывая детей более состоятельных сограждан.
В 1820 г. Одюбон решил, что он будет заниматься только рисованием птиц. С 1824 г. он стал искать солидного издателя для публикации своих рисунков и издания будущей книги. Крупнейшим книжным центром Америки того времени была Филадельфия (в 1790–1800 гг. – столица США). Но все издатели, к которым обращался Одюбон, отказали ему по причине большой сложности изготовления многоцветных гравюр. Американским книгопечатникам начала XIX в. это было еще не под силу.
Работа Одюбона
Тогда Одюбон решил снова обратить свои взоры на центр цивилизации – Западную Европу. Взяв рекомендательные письма у всех своих друзей, в 1826 г. он отправился в Англию, славившуюся своими гравюрами.
На пути к берегам туманного Альбиона Одюбон претерпел немало злоключений. Американский писатель Дж.Винтерих писал о его путешествии: «Как-то раз пара норвежских крыс (так тогда называли обычных серых крыс Rattus norvegicus) устроила себе гнездо в портфеле, который Одюбон забыл во время одного из путешествий, и вывела там потомство среди обгрызенных клочков бумаги с почти тысячью рисунками обитателей воздушного пространства». Казалось бы, это катастрофа, ведь многолетний труд погиб. Но нет, не такой характер был у Джона Джеймса. Он все восстановил – что-то по черновикам, что-то по памяти.
Американского художника и натуралиста хорошо приняли. Его выставки в Эдинбурге и Ливерпуле имели успех. Сам король соединенного Королевства подписался на его книгу – через подписку собирались деньги для будущего фолианта.
КНИГА
Одюбон начал готовиться к изданию книги. Его требовательность не знала предела. Он отвергал одного мастера граверного дела за другим. Ему был нужен самый лучший гравер, он требовал: «Гравюра должна полностью соответствовать размерам рисунков, которые воспроизводят птиц в натуральную величину. Гравюры должны быть раскрашены самым тщательным образом, точно повторяя цвет оригинальных рисунков...» Трудности были связаны и с огромным размером книги: 40×60 дюймов, что соответствует 101×152 см. «Как ее листать? – удивлялся Дж.Винтерих. – Переворачивать ее страницы так же трудно, как застилать кровать».
Наконец, мастер был найден. Им оказался прославленный английский гравер Роберт Халвелл-старший. Тот пришел в неописуемый восторг от увиденных рисунков Одюбона, он понял, что держит в руках нечто необычное. Но слишком стар был к тому времени мастер. И за работу взялся его сын и ученик Роберт Халвелл-младший.
За 10 лет совместной работы гравер и художник стали партнерами и добрыми друзьями. Халвелл блестяще владел техникой аквантинты и награвировал 435 сюжетов. Они сохранили научную достоверность и художественные достоинства рисунков Одюбона.
Работа Одюбона
В 1827 г. в Лондоне началось издание фундаментального труда Одюбона «Птицы Америки» (The Birds of America, London, 1827–1838) в четырех томах с 435 цветными таблицами ручной работы, изображающими 1065 птиц в естественную величину. Увидев, что дело его жизни наконец-то успешно продвигается, Одюбон в 1829 г. возвращается в Америку. Там он продолжает свои художественные и естественно-научные изыскания.
В 1831 г. совместно с шотландским натуралистом Вильямом Мак-Гилливрэйем Одюбон начал издание сопутствующего труда, «Орнитологические биографии» (The Ornithological Biography). Она вышла в пяти томах в 1831–1839 гг. и содержала описания повадок и образа жизни птиц, которых Одюбон рисовал. Тогда же был опубликован «Обзор Птиц Америки» (A Synopsis of the Birds of America; 1839, 1 vol.), который служил указателем к «Биографии...».
Все это время, вплоть до 1839 г., Одюбон курсировал между Европой и Америкой, собирал материал, описывал птиц, пополнял иллюстрации, успевая в то же время собирать деньги по подписке для финансирования публикации своих книг. Репутация Одюбона все более крепла.
Он поселился в Нью-Йорке. Между 1840 и 1844 гг. Одюбон объединил обе книги, «Птицы Америки» и «Орнитологические биографии», и издал их в виде семитомника под названием «Птицы Америки» (1839–1844). Это издание, содержащее 448 таблиц с 1065 превосходно раскрашенными рисунками уменьшенного размера. Считается, что сохранилось всего 175 комплектов первоначального издания этого труда.
У работ Одюбона были и критики, которые хотя и признавали высочайшие научные и художественные достоинства его книг, отмечали некоторую нереалистичность поз животных.
В 1841 г. Одюбон осел в своем имении в сельской местности. Теперь это Парк Одюбона на берегу Гудзона в черте Нью-Йорка. Здесь он начал работу над своим следующим трудом – «Живородящие четвероногие Северной Америки» (Viviparous Quadrupeds of North America). Он был закончен и опубликован в трех томах с 150 таблицами в 1845–1854 гг. – полностью этот труд вышел в свет уже после смерти Одюбона.
Вымерший Странствующий голубь работы Одюбона
В 1846–1853 гг. в Филадельфии была издана «Биография американских четвероногих» (Biography of American quadrupeds), где в трех томах содержался сопроводительный текст к «Живородящим четвероногим Северной Америки». Над этими книгами Одюбон работал вместе со своими сыновьями Джоном и Виктором, а также благодаря содействию натуралиста Джона Бахмана. Кстати, портрет Одюбона работы Джона и Виктора, выполненный в 1840-х гг., вы и видите на этих страницах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1885 г., когда отмечали столетие Джона Джеймса Одюбона, природоохранная и орнитологическая общественность США создала Одюбоновское общество охраны птиц. Оно стало одним из первых и главных защитников не только мира пернатых, но и всей американской природы. Ранее было создано только Американское общество защиты животных от жестокости (1866). Позднее появилось природоохранное общество «Сьерра-Клаб» (Cierra Club; 1892).
Все остальные движения в защиту окружающей среды возникли уже в XX в. Раньше других, в 1905 г., было организовано объединенное Национальное Одюбоновское общество (National Audubon Society) со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Это одна из самых влиятельных в США природоохранных организаций, объединяющая в своих рядах около полумиллиона членов. Затем появились Ассоциация национальных парков и охраны природы (1919), Американская лига имени Исаака Уолтона (1922), Общество защиты дикой природы (1935), Национальная федерация защиты дикой фауны (1936) и др.
Умер Одюбон 27 января 1851 г. в Нью-Йорке. Современники отмечали, что он и его книги останутся «блестящим примером триумфа труда, духа и воли человека». Джон Бэрроуз писал, что это был «один из наиболее обаятельных, интересных и живописных характеров, когда-либо появлявшихся на нашем горизонте».
В.Красильников, "БИОЛОГИЯ" (Москва), 2000, №50
Фламинго
|