The using of the untypical trails by ants of Formica rufa group were found on
the territory of South-East and North-East Altai (the Republic of Altai) in 2005–2008.
The deepened into the soil trails were noted for one colony of F. lugubris on the border
between high-mountain tundra and larch-cedar forest (Ulagan region, upper reaches
of Joldu river, an altitude of about 2030 m, 50°50ґN 88°57ґE) and three colonies of
F. polyctena in fir-cedar forests (Turochack region, an altitude of about 434 m, 51°48ґN
87°17ґE). Red wood ants were found to build the deepened into the soil trails only on
the sites with moss-lichen and meadow vegetation. On the one hand this trails let ants
to move quickly through the dense vegetation. On the other hand ants can avoid trample
crossing the zones under the intensive anthropogenic influence. Red wood ants seem to
possess high adaptive potential due to the flexible behavior. According to the circumstances
they are able to use both common foraging trails (typical for all species of F. rufa
group) and modernized ones that enable ants to survive and to use the resources of the
feeding territory more effectively.
***
Мирмекологи России >>>
Библиография-РУ >>>
|
"ANTS AND FOREST PROTECTION.
Materials of the XIII All-Russian Myrmecological Symposium", Nizhni Novgorod, August 2009
|
Введение.
Дороги являются неотъемлемым компонентом жизни практически
всех видов муравьев. Временные дороги (потоки муравьев) обычно формируются во время переселения семей, а также при проведении массовой
мобилизации к источникам пищи, характерной для муравьев, живущих небольшими семьями (Myrmica, Leptothorax, Tetramorium и др.). Постоянные
дороги подразделяют на обменные, связывающие родственные муравейники, и кормовые (фуражировочные), которые используются муравьями для
выхода в зону фуражировки и транспортировки добычи (Захаров, 1972).
Появление постоянных кормовых дорог обусловлено, с одной стороны, наличием устойчивых долговременных трофобиотических связей муравьев
с различными насекомыми (тли, кокциды, цикадки и др.), с другой стороны – ростом численности семей и соответственно динамической плотности
особей на кормовом участке. Они являются одним из основных элементов
структуры охраняемой территории, при этом наиболее стабильными считаются дороги, ведущие к поселениям трофобионтов.
Муравьи используют как подземные (тоннели), так и наземные дороги,
при этом их структура может значительно отличаться у разных видов. Так,
для рыжих лесных муравьев характерны наземные дороги, представляющие
собой просто поток фуражиров, для Formica pratensis и Formica uralensis – углубленные в почву тропы, для Lasius и Myrmica – тоннели и крытые галереи и т.п. (Захаров, 1972; Дмитриенко, Петренко, 1976; Брайен, 1986; Holdobler, Wilson, 1990). В ходе исследования видового состава муравьев и тлей на Алтае было отмечено использование муравьями группы Formica rufa нетипичных для них углубленных в почву фуражировочных дорог.
Материалы и методы. Исследования проводили на Юго-Восточном
и Северо-Восточном Алтае (Республика Алтай) в 2005–2008 гг. Выявле-
ние видового состава муравьев и тлей, а также их трофических связей
проводили на маршрутах и рабочих участках (400–700 м2) в различных
растительных ассоциациях. Осматривали все подходящие для поселе-
ния муравьев места, а также надземные и подземные части растений.
Насекомых собирали в 70%-ный спирт. Всего собрано около 700 проб.
Для муравьев отмечали тип гнезда, строительный материал, количе-
ство и тип дорог. Для семей рыжих лесных муравьев с нетипичными
дорогами проводили картирование кормовых участков.
Результаты и обсуждение. Группа F. rufa включает 4 достаточно
близких вида (F. rufa, F. aquilonia, F. polyctena и F. lugubris) со сходным
образом жизни и структурой сообществ (Длусский, 1967). Полигинные
семьи каждого из видов могут насчитывать несколько миллионов рабо-
чих особей и использовать обширные охраняемые кормовые участки.
Одним из основных элементов структуры охраняемой территории явля-
ются постоянные кормовые дороги, которые обычно у муравьев группы
F. rufa можно зафиксировать только по направленному движению му-
равьев.
На исследованной территории горного Алтая выявлено 19 гнезд
муравьев группы F. rufa: 7 – F. lugubris, 12 – F. polyctena. Нетипичные
для муравьев данной группы углубленные дороги были отмечены для
одной семьи F. lugubris и трех семей F. polyctena. Характеристики гнезд
и тип используемых дорог приведены в таблице.
Семья F. lugubris с необычными для данного вида кормовыми дорогами была обнаружена в 2005 г. в верховьях р. Йолду (Республика
Алтай, Улаганский район, 50° 50'N, 88° 57'E, правый приток р. Башкаус;
2030 м н.у.м.) на границе лиственнично-кедрового леса и ерниковой тундры. Гнездо F. lugubris располагалось у основания карликовой березы
(Betula nana). На участках с тундровой растительностью дороги на значительном протяжении (до 25–30 м) были углублены в почву (ширина
2–6 см, глубина до 3 см), расчищены и выстланы мхом.
Для муравьев F. polyctena в пихтово-кедровых лесах в окрестностях
п. Артыбаш (Республика Алтай, Турочакский район, 51°48'N, 87°17'E,
434 м н.у.м.) использование углубленных в почву дорог было отмечено на
участках с луговой растительностью. Ширина углубленных участков со-
ставила 3–5 см, глубина – около 2 см, длина – от 3 до 25 м. На остальной
территории муравьи использовали обычные дороги, которые представ-
ляют собой поток фуражиров. Следует отметить, что кормовые участки
исследованных семей F. polyctena расположены в местах с достаточно вы-
сокой антропогенной нагрузкой (дороги, тропинки, выпас скота).
Известно, что при длительном использовании одних и тех же марш-
рутов муравьи могут существенно преобразовывать дороги согласно усло-
виям своего существования (Захаров, 1972). Обычно они очищают дороги
от предметов, мешающих продвижению (веточек, травинок и т.п.). Более
того, был описан случай, когда в сырых стациях муравьи F. lugubris, нао-
борот, сооружали из хвои высокие тропы (Захаров, 1972). Строительство
углубленных в почву фуражировочных дорог рыжими лесными муравья-
ми ранее не отмечали. Обычно такие дороги характерны для муравьев,
обитающих в сухих стациях, степных и лугово-степных растительных
сообществах (F. (s. str.) pratensis, F. (Serviformica) uralensis, F. (S). cinerea и
др.) (Длусский, 1967; Захаров, 1972; Дмитриенко, Петренко, 1976; Резни-
кова, 1983; и др.). Использование подобных дорог муравьями F. lugubris
и F. polyctena в достаточно влажных местообитаниях горного Алтая от-
мечено только на участках с тундровой и луговой растительностью. По-
видимому, с одной стороны, углубленные дороги позволяют муравьям
значительно быстрее перемещаться в сообществах с плотным раститель-
ным покровом, с другой стороны, позволяют муравьям избегать вытап-
тывания при пересечении зон, подверженных интенсивной антропоген-
ной нагрузке (дороги, выпас).
В целом, есть основания полагать, что благодаря достаточно гиб-
кому поведению муравьи группы F. rufa обладают высоким адаптив
ным потенциалом и в зависимости от условий существования могут
использовать как обычные фуражировочные дороги, типичные для
всех рыжих лесных муравьев, так и модернизированные варианты, по-
зволяющие более эффективно использовать ресурсы кормовой терри-
тории.
Работа поддержана грантами РФФИ (09-04-00152) и Президиума
РАН (ИПР 23.6).
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
-
Брайен М.В. Общественные насекомые. М.: Мир, 1986. 400 с.
-
Длусский Г. М. Муравьи рода Формика. М.: Наука, 1967. 236 с.
-
Дмитриенко В.К., Петренко Е.С. Муравьи таежных биоценозов Сибири. Новосибирск: Наука, 1976. 220 с.
-
Захаров А.А. Внутривидовые отношения у муравьев. М.: Наука, 1972. 216 с.
-
Резникова Ж.И. Межвидовые отношения муравьев. Новосибирск: Наука, 1983.
207 с.
-
Holldobler B. , Wilson E.O. The Ants. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1990. 732 p.
|
|
|
©2009, Vladislav Krasilnikov
|
Всякое использование без согласования с автором и без активной гиперссылки на наш сайт преследуется в соответствии с Российским законодательством об охране авторских прав.
|
|