ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ
Глава 1. О ПРЕДМЕТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ
.
"Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок".
"Мастер и Маргарита" М. Булгаков
Понятие "теоретическая биология" очень разнообразно. Большинство учёных до сих пор считают синонимом этому понятию теорию Ч. Дарвина. В.Е. Хлебосолов (2006) полагает, что, хотя вопрос о сущности и принципах теоретической биологии давно и широко обсуждается в биологии и смежных научных дисциплинах, до сих пор не существует общей теории биологии, т.е. особой дисциплины, которая включала бы в себя некоторый особый слой понятий и принципов, позволяющих объяснить все известные биологические закономерности и предсказывать еще неизвестные. Четверть века назад В.Г.Борзенков и А.С.Северцов в работе "Теоретическая биология: размышления о предмете" (1980) подвели итог исследованиям в области теоретической биологии. Они предложили рассматривать теорию эволюции в качестве метатеоретического фундамента совре-менной биологии и выделили три основных аспекта жизнедеятельности организмов, анализ отношений между которыми должен составлять единую систему понятий теоретической биологии - физико-химический, исторический и системный. Время показало, что идеи, изложенные в вышеупомянутой работе, не утратили своей актуальности и до сих пор определяют пути развития теоретической биологии. Но в последнее время в естествознании появился целый ряд принципиально новых моментов, которые заставляют нас вновь обратиться к проблеме теоретической биологии и попытаться провести анализ ее состояния на уровне современных данных.
В заключение своей статьи В.И. Хлебосолов, к сожалению, всё-таки употребляет термин - "Божественное творение мира", что, по нашему мнению, делать категорически нельзя. Законы природы и "Божественное творение" необходимо разводить по разным углам, хотя бы в чисто психологическом смысле. У нас в стране долгие годы в высших учебных заведениях преподавался предмет "Атеизм", и поэтому подсознательное недоверие к "Божественному творению" противопоставляется большинством населения научному познанию. Об этом, в частности, говорилось во введении к данному пособию. Автор статьи, правда, поясняет, что признание "Божественного творения мира" не мешает научному познанию духовной природы. Поскольку духовная субстанция, по-видимому, реально существует и оказывает непосредственное влияние на материальную природу, познание ее свойств возможно с помощью строгих научных методов через изучение свойств материальных объектов и их систем. Фактически наука всегда этим занималась. Но на начальных этапах развития науки, когда в центре внимания исследователей находились отдельные объекты и их количественные и качественные характеристики, не было необходимости четко различать инертную по своей природе материю и активное духовное начало, действующее извне и формирующее специфические свойства материальных предметов. Лишь в настоящее время при создании целостной теории эволюции мира возникает насущная необходимость в более четком разделении окружающей действительности на материальную субстанцию и духовную сущность, действие которой задает характерные черты материального мира, определяет его прогрессивное развитие, обусловливает органическую целостность и единство всех уровней организации, делает его живым и разумным. К обсуждению этого вопроса мы ещё вернёмся в третьей главе.
В своей работе Н.А. Заренков (1988) отмечает, что в связи со словом "биология" в сознании возникают по меньшей мере три "образа" этой области знания.
Первый "образ" - это физико-химическая биология. В живых организмах имеются только обычное вещество и уже известные виды энергии, для изучения которых чрезвычайно плодотворными оказались методы физики и химии. Вместе с ними физико-химическая биология усвоила мате-матический язык, прежде всего дифференциальное исчисление.
Второй "образ" - традиционная биология, которую олицетворяют такие натуралисты, как Бюффон, Брэм, Фабр. Великих натуралистов прошлого восхищает прежде всего разнообразие живой природы. Природа для них - это самоценность, раскрытие тайн природы - это приобщение к премудрости Творца. Отношение к природе как к самоценности унаследовала современная традиционная биология. Её сторонников интересует жизнь растений и животных, их особенности, расселение на планете, история и родословная и т.п.
Третий "образ" - это теория естественного отбора. Вместе с тем, основной акцент при рассмотрении принципиальных вопросов биологии (в частности, путей и возможности построения "теоретической биологии") автор делает именно на "традиционную биологию".
|
2008
Л.Н. Воронов. "ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ БИОЛОГИЮ".
Учебное пособие. Чебоксары, Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 70 с.
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ ...3
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ ...8
В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ СОВРЕМЕННАЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ МЫСЛЬ? ...15
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ПОСТИЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ ...22
Глава 1. О ПРЕДМЕТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
БИОЛОГИИ ...22
Глава 2. ФИЛОСОФИЯ И БИОЛОГИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУК ...25
Глава 3. НАУКА И РЕЛИГИЯ ...29
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ И
ЕСТЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМОВ ...34
КТО, КРОМЕ Ч. ДАРВИНА, РАЗРАБАТЫВАЛ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ...39
Глава 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ
В БИОЛОГИИ ...49
Глава 6. РОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ
ОРГАНИЗМОВ ...52
Глава 7. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В БИОЛОГИИ..56
Глава 8. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИИ ...59
ЛИТЕРАТУРА ...64
|